Василий Фёдорович Невзоров собиратель уникальных сказок Пензенской губерни. Помогите найти сказки забытые в веках.

Однажды мне в руки попала замечательная книга. «Северные сказки» сборник Н.Е.Ончукова.
И в предисловие к ней я узнал о:«СКАЗОЧНОЙ КОМИССИИ» РУССКОГО ГЕОГРАФИЧЕСКОГО ОБЩЕСТВА созданной в 1845 году. Сказочная комиссия ставила задачу» привести в известность русские родные сказки , хранящиеся в сокровищнице народной памяти» .Вот фотография этого предисловия.
Сказочная комиссия продолжила свой труд и в послереволюционные годы. На озоне мне удалось купить отчёт о труде Сказочной комиссия за 1924-1925 годы, выпущенный Русским Географическим Обществом в 1926 году.

Потом в Национальной публичной библиотеке мне удалось найти сборник с отчётом за 1926 год, но выпущенный в 1927 году с новым интересным материалом. Там рассказывалось о Василии Федоровичем Невзорова. О том что он собрал 155 народных сказок и вместе с сопроводительным письмом послал из в Сказочную Комиссию. Смотрите фотографии страниц из этого сборника.

К сожалению у РГО не было денег напечатать тогда его собранные сказки. И сборник так и не увидел свет.
Узнав об этом я поехал в РГО и там в научном архиве нашел письмо В.Ф.Невзорова с отрывками из двух сказок и одной песней.




Вот здесь на фото отрывки из сказок сам же сборник со 155 сказками мне пока что найти не удалось.
Вот полный текст письма от В.Ф.Невзорова в Сказочную Комиссию РГО.
В Сказочную Коммиссию
при Императорском Русском Географическом
Обществе

В виду объявлений Сказочной Коммиссии, что Ею издаются народные сказки, настоящим честь имею уведомить, что много собраны в пределах Пензенской губернии сказок 100 или немного более и несколько песен старины с положением их мотивов (10) на ноты. Всего сказочного материала будет страниц на 200-250. Посему покорнейше прошу Комиссию, не возьмет ли она на себя труд по изданию этих сказок Пензенского края.
Призаписи сказок не всегда пренебрегались и сказки с, так называемым, лубочным содержанием, около которого, как древнейшей сердцевины, иногда много и сравнительно позднейших разнообразных наслоений бытового характера.
Прилагаю при сем образец записи сказок и песенку.

  1. Сын отыскивает похищенную мать и добывает себе и брату невесту

Несколько лет тому назад жила в одном селе вдова с тремя сыновьями. Сызмаленьку дети ея остались сиротами и мать леляла и нежила их, желая сама выпоить и выкормить их до выроста лет. Однажды, собирается вдова в лес и наказывает своим детям: “Оставайтесь, детушки, одни, друг дружину охраняйте, обедайте без меня, а я приду из лесу, принесу ягодок и накормлю вас”. Распростилась мать с детьми и ушла в лес. Ходила она по лесу и напала на хорошие поспелые ягоды, и начала их собирать. Набрала она полон кувшин ягод и вздумалось ей сорвать еще и для себя пригорошни, поесть. Ходит она, собирает ягоды. Вдруг — затрещал лес. Подлетает к вдове трехглавый змей, схватил её и унес в подземелье к волшебнику.
Прошел весь день. Подходит вечер. Сыновья ждут мать, а её нет. Смеркалось, а её всё нет. До позднего вечера дети ждали свю мать, но её всё нет и нет. Два сына: старший и средний улеглись спать, а младший и спать не ложится, всё мать ждет.Прошла почти вся ночь и на рассвете задремал и младший сын. И взбредил он сон. Будто он в лесу вместе с матерью ягоды собирает. Проснулся и начал будить своих братьев: “Братцы, вам спится! Верно вы ничего не думаете и не скорбит ваше сердце о матери! Матери, ведь, всё нет у на...пойдемте искать её”. Поднял голову старший брат, послушал и опять улегся спать. Подошёл он тогда к среднему брату, тревожит и его….
Долго юноша думать не стал, собрался и один пошел в лес. Ходил, ходил он по лесу, плутал, лазил по трущебам и всё покликивал, не откликнется ли откуда мать его, но так ниоткуда не подает ответа. Напал он на ту поляну, где мать собрала ягоды и нашел тот кувшин, с которым она пошла из дому. Кувшин был полон ягод и стоял на том же месте, где она поставила его перед тем, как стала собирать ягоды для себя. Взял юноша кувшин, посмотрел и признал кувшин за свой. Кувшин был завязан платком; платок он тоже признал — материн. Тогда заплакал….
Взошли в хижину. Бабушка посадила его около стола, подала блюдо груздей и ломоть хлеба, и велела замесить. А сама взяла какую-то книгу, перебирает, что-то смотрит. Долго смотрела и перебирала в той книге бабушка. Отрок закусил, облокотился на стол, смотрит на бабушку, а та всё молчит и молчит. Положила бабушка книгу и задумалась что-то, нахмурилась. Долго думала бабушка. Подошла к печке, нагнулась в подпечку, спрашивает кого-то: “Молодой юноша трудился, скитался по лесу, искал свою мать, но не нашел — где ему найти её?” Кто-то высунулся из-под печки страшный, лохматый, взглянул пламенными глазами: вся хижина осветилась от его глаз, и начал что-то шептать старухе под ухо. Долго шептал. Старуха всё молчит…

Иван Гр. Худяков

  1. Суворов на Цицарской войне

Цицарец прислал нашему царю: “Батюшка Белый Царь, защити меня бедного царя. Мы мне хоть не силой войска, а дай мне одного лишь распорядителя, графа Суворова, распорядиться нашими войсками. Напал на меня француз, взял двенадцать городов, под тринадцатый подошел, три дома развалил и в тринадцатом городу”. Тут-то российский царь послал от себя адъютанта к графу Суворову и ему наказывает. “Ты, смотри, к Суворову не подойди кое-ка: смотри-ты, ведь, знаешь он кто!”…
Скачет Суворов на коне и смотрит, как войска стоят и командует: “Вперед, чудо-богатыри, вперед!” Вдруг ружейная пуля пролетела Суворову сквозь шеи. И склонил Суворов голову на арчу. Подскакали к Суворову доктора, схватили его с коня и понесли шибким образом к реке. Промыли ему шею водой, пустили лекарства, каких нужно.
Суворов очувствовался и говорит: “Где я?”. Доктор говорит: “На Цицарской войне, ваша светлость”. “А как наше войско стоит?” — спрашивает Суворов. Они ему отвечают: “На две версты отступили назад”. Суворов говорит: “Эх!..коня мне!коня!”. Господа ему говорят: “Вы больны, ваша светлость!” Суворов отвечает: “Батюшка ты мой, голова то на мне? Когда она с плеч слетит, тогда и буду болен. А сейчас дайте мне коня!”
Подали Суворову коня. Вскочил он на коня и поскакал, где стоит войско. Как подскакал, так и закричит: “Стой, господа, стой! Что вы делаете! Кому вы служите! Зачем отступили! Вперед, чудо-богатыри, вперед!”. Ну и начали опять надвигать на француза. А Суворов скачет и смотрит в подзорную трубу. Хвать, пушечное ядро французского главнокомандующего расшибло в пух вместе с конем. Никто еще команду не успел принять на себя, Суворов командует: “Ура! На штыки!” Как пить дали — 30 тысяч!
На утро француз присылает: “Мир! — Александр Васильевич. Век вечно с тобой воевать не буду!”. Суворов отсылает ему: “Батюшка ты мой, я с тобой и не воюю: с тобой воюет цицарец”…
Тот то цицарец и сказал: “Достоин ты быть над Цицарией царем, а я сам править не могу”. Суворов поднял руки кверху: “Боже упаси, чтобы быть мне царем. До гроба я присягнул государю императору служить солдатом”.
Ефим Сенькин

Кочета кричат
И други поют,
Вор-разбойничек
С разбою идет.

Отворяй жена
Новы ворота,
Угадай жена
Подо мной коня!

Под тобой то конь
Мого батюшки,
А кунча шуба
Моей матушки.

Афросинья Косароткина

24 июля 1916 года
Собирал В.Ф. Невзоров
P.S. При сем препровождается в Библиотеку “Общества” этнографический очерк “Происхождение обрядового алкоголизма”.
Адрес: Багимаково Пензенской губернии.
Контролеру Акцизного Управления
В.Ф. Невзорову

Передана по принадлежности 16. 09. 1916 Эд. Пекарский

Поделиться
Отправить
2018  
1 комментарий
Николай Ш.

есть фото Василия Федоровича, от 21.08.1898 г. оригинал,

Финист Ясный Сокол

Это Чудо. Негде в интернете фотографии В.Ф.Невзорова найти не смог. Написал Вам на почту.

Популярное